www.istra-portal.ru    главная           реклама на сайте           карта сайта

  Меню  

  Фотографии города  

  Случайный житель  

  Бизнес информация  

  ИСТРА | Новости -> 15 марта 2011  

"Новое здание музея" или выставочный комплекс.

15 марта 2011

Попытка понять и представить жителям района проект, называемый "Новое здание музея Новый Иерусалим", обернулась огромным количеством откликов, как от жителей, так и со стороны многих сотрудников музея. Мы решили расширить границы дискуссии и обратились за комментариями к директору исторического клуба "Штурм" Владимиру Сорокину.

-Владимир, добрый день. Многим жителям города, до недавнего времени носившего статус исторического, непонятно, что же планируется построить возле стен Ново-Иерусалимского монастыря. Какова Ваша точка зрения?

- Начну с того, что этот проект имеет большую предысторию. Начиналось все с абстрактного "Проекта нового здания музея", и долгое время за этим ничего не стояло для людей далеких от данного вопроса. Но после опубликования нескольких заметок с фотографиями проекта, стало очевидно, что мы наблюдаем простую подмену понятий. Музейщики рассматривают вопрос, почему столь неприемлемое для музея здание выдается за "новое здание музея", только с одной стороны. Если же взглянуть шире, то данный проект вовсе не является проектом музейного здания - это выставочный комплекс, и чтобы понять разницу могу привести пример: выставочный комплекс "Крокус - Экспо". Именно здесь разворачивались в 2000-х годах выставки достижений МО, которые проводил министр Ратникова и директор музея Абакумова. Можно предположить, что выставочный бизнес пришелся им по вкусу, как и сам "пиар" данных проектов, именно тогда и появляется идея организовать на территории Нового Иерусалима проект "Конный двор", который, кстати сказать, провалился лишь благодаря слаженной работе честных работников музея и нашего клуба "Штурм". Данный проект был заблокирован и признан незаконным, хотя и успел нанести колоссальный вред парковой зоне монастыря.

-Другими словами, вы видите в проекте коммерческую направленность. А как же музейная деятельность?

-Основная функциональная особенность современного выставочного комплекса - это интерьеры-трансформеры, помещения, которые на время выставок преобразуются в разнообразные интерьеры, наиболее подходящие для каждого конкретного случая. Допустим, недавно в "Крокус Экспо" проводилась выставка катеров и яхт: для ее проведения было специально создано пространственное тематическое оформление.

Проект нового здания музея, о котором мы говорим, подразумевает подобную выставочную деятельность в самом широком ее смысле, но ни в коем случае не музейную. Ведь мы с вами знаем, что основная задача музея вовсе не в коммерческой выставочной деятельности. Как бы странно для некоторых это ни звучало, основная задача музея- то, ради чего музей вообще создается, - это комплекс мероприятий по хранению ценностей (не обязательно исторических, музеи бывают разных направлений), которые решено сохранить по тем или иным критериям. В данном случае Ново-Иерусалимский музей имеет дело с историческими культурными ценностями, соответственно, его основная задача - обеспечить их надлежащее профессиональное хранение. Второе - это популяризация культурного наследия, т.е. экспонирование, участие во всевозможных передвижных выставках (что и было сделано в 90-е годы), участие в международных выставках. Нельзя, конечно, оставить за кадром и проведение научно-исследовательской работы, что тоже очень важно для музея.

-Владимир, получается, что сама идея вывода музея за стены монастыря была не до конца продумана и проигрышна во всех отношениях? А не пострадают ли оставшиеся в музее ценности от всей этой "неразберихи"?

- Музей "Новый Иерусалим" не выполняет свои функции по сохранению ценностей уже давно. Худшие помещения, которые только есть в музее, отданы именно под хранилище. В подобных помещениях в совершенно ненадлежащих условиях по температурно-влажностному режиму и без профессиональных стеллажей, грубо говоря, в старых платяных шкафах 50-х годов хранятся, например, ткани. В совершенно немыслимых, грубо сколоченных ящиках свалена в кучу археология. Я являлся хранителем музея с 1988 по 2003 год. И могу сказать, что первоначально были реставрационные мастерские, были относительно лучшие помещения, хотя конечно монастырские кельи - в принципе мало подходят для музея. Затем все более или менее приемлемое отошло под административные и выставочные площади, а совсем уж технические здания, например, так называемая "квашня" (место для хранения продовольственных запасов) было отдано под хранение археологии. Что тут можно добавить. Поэтому могу с уверенностью сказать, что музей уже более десятка лет не выполняет своих главных обязанностей по сохранению культурного наследия. Я бы назвал вещи своими именами и заметил, что это не хранение, а утилизация культурных ценностей. Т.е. по мере их приведения в ненадлежащий вид, они попросту списываются (а процедура списания, надо заметить, достаточно проста).

- Как вы относитесь к тому, что строительство планируется вблизи стен монастыря?

-Я уже отметил выше, данное здание не предусмотрено для музейной деятельности. Но если все же назвать вещи своими именами, то проектировщики изначально определили, сколь выигрышным для выставочного комплекса будет расположение по соседству с монастырем. Я ничего не имею против выставочного комплекса, пусть их в Истре будет много и разных, но не в данном месте, вблизи стен Ново-Иерусалимского монастыря. Подобный бизнес- центр совершенно неприемлем в историческом ландшафте Русских Палестин, ведь исконный ландшафт нашей топографической иконы и так достаточно пострадал. Я считаю, что тут есть все основания для прокурорской проверки, в том числе по поводу несоответствия проекта его предназначению. Но, к сожалению, прокуратура переживает сегодня не лучшие времена, поэтому здесь всеми правдами и неправдами пытаются провести данное строительство якобы как "новое здание музея". Ведь не будем забывать, что и территория является особо охраняемой зоной, здесь действует строгие ограничения на любые виды строительных работ, в том числе и по высоте, и по параметрам нарушения естественных очертаний ландшафта. Ведь еще даже не утверждены четкие границы охранных зон, так о каком вообще проектировании объектов может идти речь, если основополагающие юридические вопросы не решены.

- Как вы думаете, возможны ли иные сценарии развития событий, можно ли в другом месте создать надлежащие условия для уже много лет существующего музея "Новый Иерусалим"?

-Могу лишь предположить, что выставочный комплекс именно в данном месте - это неплохой бизнес. Одно дело "Крокус Экспо", находящийся где-то на окраине Москвы, и другое дело - выставочная площадь вблизи Ново-Иерусалимского монастыря. И нет сомнений на счет того, что наиболее масштабные выставки, проходящие тут, не будут иметь абсолютно никакого отношения к культуре, скорее всего это будут коммерческие, технические выставки по продаже аксессуаров для состоятельных господ. Но могу с уверенностью повторить, что данный вид деятельности абсолютно неприемлем для музея. Более того, сам процесс переезда экспозиций в новые площади еще более ухудшит и без того плачевное состояние экспонатов музея. Ведь никто не предполагает, например, срочное привлечение реставраторов, скорее всего на это попросту нет средств, но зато огромные деньги тратятся на данный безумный проект, не имеющий никакого отношения к музейной деятельности. А ведь если есть подобные средства, их возможно было бы потратить на реставрацию одного из усадебных комплексов района. Например, Бабкино. Поскольку в данном месте практически ничего не сохранилось, то это прекрасная возможность возродить старинную усадьбу и разработать проект нового здания, вписывающего в ландшафт данной местности. На мой взгляд,- вот где просторы как для архитекторов, так и большие перспективы для музея: продолжать деятельность как краеведческий музей в ландшафте того или иного усадебного парка.

За эти годы был упущен еще один не менее важный момент. Ведь оставляя основную экспозицию на церковную тематику и покидая стены монастыря, музей тем самым перестает быть Ново-Иерусалимским. То есть музей, начиная с 1995 года, когда было принято решение о поэтапном переводе музея, имел возможность разработать новую концепцию, продумать не только сферу дальнейшей деятельность, но и название. Но за все эти годы, к сожалению, ничего подобного сделано не было. Так сколько же еще надо времени, чтобы подготовиться к переезду в новое здание и разработать новую концепцию? Музей оказался не готов ни продолжать свою деятельность в стенах Ново-Иерусалимского монастыря, что видно по снижению посещаемости музея, ни начать новую деятельность за стенами монастыря. А ведь перспективы у музея были превосходные, так как парковые ансамбли пользуются сегодня у туристов огромным спросом. Возьмем то же Царицыно, где переделки так называемых руин имели колоссальный эффект по посещаемости. Наши же приусадебные парки абсолютно никак не используются, но в связи с их закрытостью интерес к ним только возрастает, и в данном случае музею абсолютно не надо было думать о том, чем наполнить свои залы.

- Прокомментируйте обсуждаемое среди православных сходство проекта музея с грандиозным подземным дворцом, который был построен в окрестностях Вифлиема по приказу царя Ирода около двух тысяч лет назад?

-С позиции церкви, Иродион- это памятник, связанный с ветхозаветной культурой, т.е., по сути, с иудаизмом. На лице православной иконы Русской Палестины подобный объект категорически неприемлем. Ведь получится, что пережив с 17-го года серьезные гонения, церковь в данном случае готовит себе куда большее испытание - стать посмешищем в глазах других конфессий. Так относиться к символике своей веры недопустимо, и это может иметь просто катастрофические последствия. Ведь рядом с храмом Гроба Господня располагается мечеть Омары, но Никон не счел возможным переносить ее в границы своего замысла Русской Палестины.

-Спасибо вам Владимир за столь полные и насыщенные ответы. Хочется верить, что на данный проект обратят внимание, и если все же ему быть в данном месте, то пусть он будет основательно доработан.

Источник: http://istranet.ru 

Оставить коментарий:

автор -    e-mail -



  Реклама  

  Бизнес информация  



  Киноафиша  

Copyright 2008 © www.istra-portal.ru
 

Полезная информация